Главная » Статьи » Презентации к урокам, конкурсам, внеклассным мероприятиям |
2-й класс
Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия. Главными целями этого курса во 2-м классе являются: - раннее и относительно системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни; - посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребёнка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки; - развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребёнка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непониманию их. Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока - «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ».
Текст учебной книги не заучивается, а читается. Усвоение и осознание базового содержания происходит путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром. В основе преподавания учебного курса «Истоки», который сопровождается программой «Воспитание на социокультурном опыте», лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается, благодаря использованию активных форм обучения в форме социокультурного тренинга, по существу, новой уникальной педагогической технологии. Активное занятие (социокультурный тренинг) – это новая высокоинтенсивная педагогическая технология, создающая основу для личностно-ориентированного общения: дети на уроках учатся работать в парах, четверках, ресурсном круге, осваивают социокультурные ценности, накапливают социокультурный опыт, развивают навыки общения, коллективного взаимодействия, управления собственной деятельностью и деятельностью группы. В отличие от психологических тренингов, здесь ребенок приобретает не внешние, инструментальные навыки в смоделированной ситуации, формирующей кратковременные установки, а, осваивая социокультурные категории и ощущая живую связь времен, обогащается внутренне, воспринимает себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта. Активное занятие является основой учебного процесса, в нем участвует вся группа учащихся. Во всех видах работы в малых группах предполагается сначала этап самостоятельной работы каждого ученика, затем этап совместной работы в группе и далее этап обсуждения в классе Каждый урок знакомит детей социокультурными понятиями, учит рассуждать, делать выводы. Например, когда проводился урок по теме «Семья» дети знакомились с такими понятиями, как Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье? Дети рассматривали семейные фотографии на экране, рассказывали о своей семье.) Было дано задание раскрасить цветок и на каждом лепестке написать имена родных, которые их любят В конце урока сделали вывод, прочитав мудрую заповедь автора Почитать родителей – значит: - в детстве их слушаться; - в молодости – советоваться; - в зрелом возрасте заботиться. В младших классах, чтобы заинтересовать ребенка часто проводятся игры. Например, занятие по теме «Родной очаг» начали с игры «Найди домик» Лиса – нора Ворона – гнездо Бобр – хаткаМуравей – муравейник Пчела – улей После этого дети сами догадались, о чем пойдет речь на уроке. Очаг – дом, семья Что делает наш дом родным? Каждый дом имеет свои особенности, свой особый мир, дающий человеку тепло, положительные эмоции, надежду, любовь. Дом – территория семьи, мир вещей, домашний порядок, праздники и будни. 4. Работа в микрогруппах (3 группы по 6 человек) Поселить в доме образы, наполнить звуками, которые вызовут тёплые чувства и помогут построить дом, в котором хорошо живётся. (Каждой группе выдаются части дома, из которых собирается дом и на брёвнах домиков записываются слова). 5. Выступление лидеров групп Обобщение: Значит для человека важно, чтобы дом был добрым, весёлым, уютным, дружным. Рефлексия (ресурсный круг – 12 человек, вторая группа детей). Что я могу сделать, чтобы дом стал более уютным, родным, чтобы близкие люди почувствовали заботу? Обобщение: у каждого из вас есть дом, куда вы возвращаетесь каждый день, куда вы несёте радость и печаль, где вы ищете поддержку и ласку. Слышите милые вашему сердцу голоса родных вам людей. И ваши родные тоже должны чувствовать, что вы их любите, заботитесь о них. - Наложите ладонь на чистый лист бумаги, обведите её, впишите в контуры пальчиков добрые дела, чем вы можете помочь своим родителям
Учитель и учащиеся сидят в круге. Далее учащимся сообщается задание: подумать и ответить на соответствующий вопрос. Первым в круге высказывается педагог, показывая образец ответа. а) Первый ученик отвечает на вопрос и передаёт слово следующему взглядом и прикосновением. б) Второй учащийся даёт свой ответ на поставленный вопрос и передаёт слово дальше. Высказываются все желающие. в) Учитель подводит итог, выделяя наиболее глубокие и точные высказывания. Подчёркивает важность проделанной работы и выражает надежду, что в дальнейшем этот опыт будет ещё богаче. Ресурсный круг «лес» - На лесной опушке заканчивается мир людей. Начинается царство природы, животных и птиц. В нём много тайн. Это сказочный уголок живой природы 1.Я вижу опушку леса… 2. Я слышу пение птиц… 3. Я чувствую запах … 4. Я вижу… 5. Я слышу… 6. Я чувствую… 7.Я слышу… 8.Я чувствую… 9.Я вижу…
| |||||||||
Просмотров: 4957 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||