Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Презентации к урокам, конкурсам, внеклассным мероприятиям

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.

При переходе на ФГОС проблема преемственности между начальной и средней школой приобретает все большую теоретическую и практическую       значимость.  

  Перевод из младшего звена в среднее – переломный момент в жизни ребенка. Это интересный и сложный этап в судьбе школьника. Насколько он будет сложным,  во многом зависит от учителей начальной и средней школы.

  У значительной части учащихся пятых классов происходит снижение успеваемости, активности, заинтересованности при переходе из начального звена в среднее. Ситуация новизны является для любого человека в некоторой степени тревожной, а для ребенка особенно. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед учеником задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой. Резкие изменения условий обучения, разнообразие требований, проявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» в начальном звене на «самого маленького» в среднем, - все это является серьезным испытанием для учащегося.

     На первой ступени обучения очень важен тандем учителя, психолога, медицинского работника, родителей. Только тесное взаимодействие даёт хороший результат. Чаще всего такой тандем успешно работает, но когда выпадает одно из звеньев - ребёнку приходится самому находить пути решения вставших перед ним учебных и жизненных проблем. Как правило, несколько звеньев выпадает сразу при переходе в среднюю школу: • нет учителя, который всегда был бы рядом и мог «подстелить соломинку» (учителей много, но они больше заинтересованы в успеваемости и безупречном поведении); • заинтересованность учёбой своего ребёнка и гиперопека родителей - очень часто сводятся к нулю, (ребёнок вырос - пусть сам решает свои проблемы); • психологическая служба очень часто в среднем звене берёт себе тайм-аут. • не говоря уже о том, что программы и требования разных учителей, их стиль педагогического общения очень разные и не всегда направлены на облегчение жизни ребёнку. Да, с такими проблемами не справится и взрослый, что уж говорить о малышах! А они ещё малыши, ведь перейдя в 5 класс, дети не взрослеют на 5 лет - промежуток между начальной школой и средней всего 3 месяца. Что же делать?

  Сегодня перед педагогами остро стоит вопрос о содержательной и методической концепции непрерывного образования. Преемственность между начальной и основной школой должна осуществляться как по содержанию обучения, так и по методам, приемам и организационным формам учебно-воспитательной работы.

  Немаловажное значение в решении проблемы преемственности имеет подбор учителей-предметников, их личностные особенности в сравнении с учителем начальных классов. За четыре года обучения дети привыкают к типу эмоциональности первого учителя, поэтому переход к другому, например, противоположному типу будет очень труден. Решать эту задачу необходимо как можно раньше, чтобы дать возможность учителям-предметникам ближе познакомиться со своими будущими учениками.

 Укреплению преемственности служат следующие направления:

1.    Полные данные о выпускниках начальной школы («Портфель       достижений»).

2.    Подготовленность учителя к работе с детьми этого возраста.

3.    Совместная методическая работа учителей-предметников и учителя начальных классов.

4.    Согласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы.

5.    Единые требования к учащимся.

6.    Согласованность в нормах выставления оценок.

7.    Работа с родителями.

8.    Совместные внеклассные мероприятия.

 В помощь классному руководителю, учителям-предметникам преподавателем начальных классов создается «Портфель достижений».

Он является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе в пятый класс.  «Портфель» служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям ФГОС НОО.

  В конце третьего класса желательно установить тесные контакты между учителем начальных классов и учителями-предметниками, активизировать взаимопосещение уроков с целью ознакомления с особенностями выпускников начального звена, изучения уровня работоспособности учащихся, их познавательной активности, определения соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускного класса начальной школы, с требованиями, предъявляемыми учителями средней школы.

  В свою очередь  учителям начальной школы важно учитывать стиль работы учителей второй ступени, знать характер их требований и приемы работы.

Немаловажное значение для осуществления преемственности имеет знание

преподавателями младших классов программ и учебников пятого класса, а учителями-предметниками соответствующих программ и учебников начальной школы. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера-сегодня-завтра» знаний, умений, навыков конкретных учеников конкретного класса.

Учитель начальных классов должен знать, какими общими учебными умениями должен обладать его ученики к концу 4 класса.

          Особенно важны будущему 5класснику следующие общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Он должен:

          - осмысленно читать художественные, научно-популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера);

          - выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца;

          - описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;

          - видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослому с запросом недостающей информации, или просьбой о консультации, как устранить учебные трудности, установленные самим ребенком; а главное - склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;

          - вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе; скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата).

Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка (10-12 лет): замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, не адекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.

 

  Учителю начального звена важно знать темы, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников.  Опережающее обучение - важный фактор психологической подготовки учащихся к переходу на вторую ступень образования.

  Задача учителей-предметников – обратить внимание на типичные ошибки, которые допускают учащиеся пятого класса, назвать сложные темы и разделы программы. Для решения этой проблемы особую значимость приобретает знание программ начальной школы и программ по предметам школы второй ступени.

  На разных этапах обучения дети зачастую занимаются по разным авторским программам и учебникам, что приводит к многократным и неэффективным повтором одного и того же материала.

  Анализируя содержание программ по предметам, учителя вырабатывают единые требования к оценке результатов обучения, к оценке контрольных работ, работ по развитию речи в четвертом и пятом классах.

Большую помощь детям во время этого сложного периода адаптации должны оказывать родители. Она заключается в следующем:

1.    Обеспечить ребенку спокойную обстановку, четкий режим.

2.    Уделять внимание развитию учебной деятельности детей.

3.    Поддерживать веру ребенка в себя, в свои способности.

4.    Помогать в подготовке домашнего задания и в преодолении возникающих трудностей.

5.    Почаще общаться с классным руководителем, учителями- предметниками.

 Переход в пятый класс – это новый этап в жизни ребенка, и оттого насколько будет оказываться поддержка родителей, зависит успешность не только адаптации к среднему звену, но и всей последующей школьной жизни.

 Очень важно помнить о том, что пятиклассники обычно тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дня именинника, праздника Осени, олимпиадных недель, Новогодней сказки, консультаций слабоуспевающим и так далее. Чтобы сгладить эти трудности, необходимо проводить совместные (4, 5 классы) воспитательные мероприятия, классные часы, предметные декады.

     Споры между учителями начальной школы и средней ведутся очень давно, но не приводят к положительному разрешению проблемы. Я твёрдо уверена, что нужно, просто, во главу угла поставить ребёнка (не только его успеваемость, а его здоровье, успешность, личностный рост и т.д) и вместе находить пути решения. Будущий классный руководитель и учителя предметники должны быть знакомы со своими будущими учениками и их удачами и проблема далеко до окончания начальной школы. И не забывать, что адаптационный период в 5 классе очень труден для наших учеников

 

 

Категория: Презентации к урокам, конкурсам, внеклассным мероприятиям | Добавил: alfiya (11.01.2015)
Просмотров: 1625 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: